пятница, 2 октября 2009 г.

Из истории освоения юга Приенисейского края ссыльнопоселенцами.

Минусинский краеведческий музей

им. Н.М. Мартьянова.






АВТОР: Леонтьев Е.В.




Заселение русскими Сибири – длительный растянувшийся на столетия процесс колонизации и освоения ее территории потребовал сил и мужества миллионов людей. В течение этого времени в нем участвовали выходцы из самых разных уголков огромной империи, жители Русского Севера и Поволжья, Центрально-Черноземной полосы и юго-западных губерний. Адаптируясь к суровым условиям таежного края, они обретали здесь свои характерные черты, выделявшие их культуру и быт в общей массе населения страны, - черты русских старожилов Сибири.
Значительную роль в формировании этого субэтноса играли люди, оказывавшиеся здесь в результате ссылки. Сибирь – девственная страна собольих мехов и золотых приисков, дремучей тайги и нетронутых плугом земель была наказанием для тех, кто не мог или не хотел ужиться у себя на родине. В Сибирь бежали, но сюда же и гнали по этапу.

Заселение ссыльными южных районов Приенисейского края началось с конца 30-х гг. 18 в. после принятия Сенатом решения о строительстве здесь казенных заводов – Лугазского медеплавильного и Ирбинского железоделательного. Согласно правительственному указу, ссыльнокаторжане составили вместе с рекрутами, основной контингент мастеровых и работных людей этих предприятий. По «Табели..» 1739 г. их насчитывалось всего 946 чел.
Жили они в укрепленных поселках «за стоячим тыном» на Саянском, Сыринском и Базинском медном рудниках, где были построены избы, бани, кузницы и сараи для хранения инструментов. Рабочий день на заводах продолжался обычно до захода Солнца. На ночь работники размещались в тесных казармах под надзором караула из солдат и казаков. Месячный паек мастерового включал в себя – 1 пуд 30 фунтов муки и по две копейки в день за работу. По указу Петра I от 28 января 1725 г., подтвержденному в 1730 г. Берг-коллегией, каждому колоднику следовало выдавать в год «две пары голиц, пару варег, 3 пары упоков», 12 аршин подкладочного холста на рубашки, 8 аршин хрящевого холста на «порты», один на два года сермяжный кафтан и раз в три года баранью шубу. Но готового платья для рабочих местное заводское начальство добыть не могло. Не было ремесленников, чтобы шить одежду и изготовлять кожаные коты и голицы. Поэтому в первые два года работным давали по 3 копейки в день, но без выдачи одежды, обуви и провианта. От цинги и голода многие ссыльные бежали с заводов, занимаясь в пути грабежом окрестных деревень и улусов.
После окончания строительства предприятий, администрация, заботясь об экономии средств, приняла решение обязать часть работников заниматься «для собственного прокорму» хлебопашеством. С 1740 г. желающих из их числа стали селить на дорогах, связывавших Ирбинский завод с рудниками и Абаканским острогом. Поселенные получали за деньги, а чаще в долг лошадь, семена, и на два года освобождались от заводских работ, находясь, все это время на казенном содержании. В случае нужды им разрешалось «по особому отпуску» искать себе заработок у старожилов. Таким образом, в местах поселения ссыльных возникли деревни Минусинская, Городок, Койская, Верхнетубинская, Потрошилова, Каменская.
Вследствие нерентабельности, производство на вновь построенных заводах в скором времени пришлось приостановить; 10 апреля 1745 г. навсегда прекратил свою деятельность Луказский медеплавильный завод. Ирбинский железоделательный остановился еще раньше – 9 сентября 1742 г. Впоследствии он, однако, возобновлял свою работу и действовал с перерывами до конца 20-х гг. 19 в.
В конце 1760-х гг. после очередного закрытия Ирбинского завода большинство его прежних работников были переведены отсюда в Томский уезд на реку Уксунай. Когда же в 1774 г. завод начал действовать вновь, их место заняли новые партии ссыльных, разместившиеся по Тубе. Позднее часть этих людей были записаны здесь в крестьяне.



В 19 в. количество ссыльных на Енисее значительно возросло, по сравнению с предыдущим периодом. Рекрутскую повинность и ссылку правительство и помещики использовали в это время как средство, позволяющее очистить крепостные вотчины в центре страны от неблагонадежных и склонных к неповиновению подданных. За Урал «на вечное житье» ежегодно отправлялись тысячи, а порой и десятки тысяч крестьян, осужденных по общественному приговору или решению суда.
В Минусинском округе ссыльнопоселенцы составили по данным податной ревизии 1834 г примерно 1/5 часть всего населения. Большая часть их проживали в деревнях старожилов, остальные являлись жителями образованных в 1827 – 1829 гг. по инициативе администрации казенных поселений. Всего таких поселений было шесть: Восточное, Тигрицкое, Дубенское, Сабинское, Сагайское и Ермаковское. Автором проекта по их созданию являлся первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. Он полагал, что организация опекаемых полицией колоний для ссыльных сможет искоренить распространенную среди них привычку к бродяжничеству, даст им возможность стать зажиточными и крепкими хозяевами. Колонистам предоставили удобные для ведения хозяйства земли, сельхозинвентарь, семена и небольшое пособие из казны.
прошествии времени, однако, данное мероприятие было признано неудачным. В 1842 г. казенные поселения приравняли по статусу к крестьянским обществам. В последующие годы ссыльные приписывались к старожильческим деревням и особых селений не образовывали. Исключением являлись лишь возникшие в 50-е гг. 19 в. на юге округа колонии ссыльных лютеранского вероисповедания: Верхний Суэтук, Верхняя и Нижняя Буланки. Основаны они были, благодаря ходатайству служителей Евангелической лютеранской Церкви, которые обратились к губернскому начальству с просьбой разрешить здешним лютеранам селиться вместе. Жителями этих колоний стали в основном финны, эстонцы и латыши.
Ранее до этого ссылка способствовала также появлению в крае татарской диаспоры. Центром ее стало упомянутое уже селение Восточное, в котором размещали ссыльных мусульман – выходцев из Казанской и Симбирской губерний.
В 30-е – 60-е гг. на Енисей ссылают польских повстанцев – участников освободительного движения. Здесь они селились в основном разрозненно мелкими группами в таких сравнительно крупных населенных пунктах Минусинского округа как Шушенское, Каптырево, Курагино, Тесь, Шалаболино и др.
В 19 в. ссыльнопоселенцы составляли в большинстве своем экономически низшую категорию местного населения. В отличие от старожилов, они, зачастую не имели своего хозяйства, и добывали себе хлеб, работая по найму, или занимаясь ремеслом. Описывая быт округа, Н. Щукин указывал, что « сельские ремесла (здесь) целиком в руках поселенцев: они плотники, печники, колесники…».
С конца 30-х гг. множество ссыльного люда устремляется в тайгу. Открытие месторождений россыпного золота в системах рек Амыл, Кизир, Абакан, Систехэм способствовало бурному развитию приисков. На каждом из них в летние месяцы работало по 100 – 150 и более человек в основном из числа поселенцев. Добыча золота представляла собой в этот период чрезвычайно трудоемкую операцию (осуществлялась она в основном при помощи таких инструментов как лом, кайла и ручная тачка, «механизация» в виде водяного колеса использовалась в лучшем случае лишь при промывке золота – прим. авт.) и требовала крайнего напряжения сил рабочих. Однако это не уменьшало количество желающих «испытать свой фарт».
Заработок приискового рабочего был сравнительно невелик - от 3 до 5 руб. серебром в месяц на хозяйском содержании. Но он мог многократно возрасти. Кроме фиксированной платы, которую рабочий получал за выполнение «урока» (нормы добычи золотосодержащего песка – прим. авт.), в оставшееся время ему предоставлялась также возможность трудиться сдельно; в этом случае заработок определялся количеством намытого золота. Если старателю «фартило», то по окончании промыслового сезона он мог выйти из тайги с несколькими сотнями рублей в руках. Для малоимущего поселенца надежда на такую возможность было особенно привлекательной.
В конце 19 в. ссыльные составляли 16% сельского населения Минусинского округа. Более всего их было в местах компактного расселения старожилов в Ермаковской, Тесинской, Шушенской волостях, и гораздо меньше на землях к востоку от Енисея (территории современных Идринского, Курагинского и Каратузского районов), интенсивно осваивавшихся в этот период вольными переселенцами из Европейской России.
История колонизации Сибири и в частности юга Приенисейского края не исчерпывается историей ссылки. Но последняя, безусловно, оставила в этом процессе свой заметный след.

Источники:

Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в 18 в. Новосибирск, 1981.

Ватин В.А. Минусинский край в 18 в. Этюд по истории Сибири. Минусинск, 1913

Ватин В.А. Село Минусинское. Минусинск, 1914.

Григорьев В.Ю. Население Канского, Красноярского, Ачинского и Минусинского
округов Енисейской губернии. Иркутск, 1893.

Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Т.4. Вып.4. Иркутск, 1893.

Степанов А.П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997.

Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых промыслах. Т. 1,2. СПб., 1898.

Щукин Н. Минусинский округ//Журнал Министерства Внутренних дел.
Ч. 18. 1856. .

Комментариев нет:

Отправить комментарий